Моршанское АТП: как RDetector помог увеличить выручку на 10% в первый месяц использования
Опыт использования автоматической системы подсчета пассажиропотока в г. Моршанск
Моршанск - административный центр Моршанского района, расположенный в 90 километрах к северу от Тамбова.
Площадь - 18,52 км²
Население - 37 477 чел.
Большие автопарки регулярно сталкиваются с проблемой безбилетников и контроля за водителями. Наш автопарк не стал исключением. Мы пробовали разные методы решения этой проблемы. Сначала работали с видеонаблюдением и ручным подсчетом, но это оказалось очень неудобно. Также некоторое время в автобусе ездил специальный человек, который пересчитывал пассажиров – но такая схема контроля нам не тоже подошла, поэтому пришлось отказаться и от нее. Попробовав разные варианты, мы приняли решение поставить системы автоматического подсчета пассажиропотока.
Николотов Илья, директор ООО "Моршанское АТП"
Когда клиент обратился к нам, у него была типичная проблема: пассажиров в автобусах много, но точного учета нет, а значит, невозможно правильно анализировать выручку, загруженность маршрутов и рентабельность перевозок. Автопарк использовал старые методы подсчета, которые были далеки от идеала, к тому же по Постановлению Правительства №969 необходимо было обеспечить круглосуточное видеонаблюдение в салоне.

Бизнес-задачи

  • Обеспечить точный учет пассажиров – исключить ошибки ручного подсчета, учитывать только реально вошедших в салон.
  • Контролировать выручку – связать данные о пассажиропотоке с фактическими денежными поступлениями.
  • Обеспечить мониторинг маршрутов и перемещений ТС в реальном времени.
  • Реализовать онлайн-видеонаблюдение в соответствии с требованиями ПП №969.

Для решения этих задач автопарку требовалась система, способная автоматизировать подсчет пассажиров, повысить прозрачность финансовых потоков и упростить контроль за транспортом.

Решение
Мы предложили клиенту внедрить систему RDetector — интеллектуальное решение для автоматизированного учета пассажиропотока. Характеристики системы соответствуют Постановлению Правительства №969. Продукт зарегистрирован в Реестре Отечественного ПО. Одобрен Фондом Содействия инновациям.
1. Подбор и закупка оборудования
Для работы системы потребовались видеорегистраторы с поддержкой 4G и GPS, которые позволяли передавать данные в реальном времени. Камеры выбирали антивандальные, с высоким разрешением и широким углом обзора, чтобы они охватывали все входные зоны автобуса. Помимо этого, закупили жесткие диски для хранения видео, SIM-карты для связи и необходимые кабели для подключения. Все оборудование должно было быть совместимо с системой диспетчеризации RDetector, чтобы обеспечить бесперебойную работу.
Состав оборудования.
2. Установка системы на автобусы
Камеры для подсчета пассажиров установили над входными дверями, а в салоне разместили дополнительные камеры, включая одну, направленную на водителя (в соответствии с требованиями ПП №969). Весь видеопоток записывается на жесткий диск видеорегистратора, после чего информация загружается на сервер RDetector и обрабатывается системой видеоаналитики.

Камера видеонаблюдения в салоне: соответствует требованиям Постановления Правительства №969, обеспечивая круглосуточное видеонаблюдение в салоне автобусов.
3. Калибровка и настройка
После установки системы нам нужно было внести данные о каждом автобусе и откалибровать оборудование. Это включало настройку углов обзора камер, чтобы система четко фиксировала посадку и высадку пассажиров, а также корректировку соединений для бесперебойной передачи данных.

На этом этапе столкнулись с нештатной ситуацией: один из подростков повернул одну из камер в сторону, просто ради забавы. В результате система временно перестала правильно считать пассажиров. После этого случая мы предложили решение – зафиксировали крепления камер так, чтобы их нельзя было повернуть. Этот инцидент помог нам улучшить систему и исключить подобные проблемы в будущем.
4. Сбор данных и анализ пассажиропотока
После настройки система заработала в полную силу. Камеры фиксируют всех вошедших и вышедших пассажиров, передают данные в облако, где нейросеть анализирует видео и определяет реальное количество людей.

В интерфейсе программы владелец автопарка видит количество пассажиров с точностью до остановки, выручку по выбранному автобусу или всему автопарку, график изменения выручки за месяц. Также можно посмотреть загруженность маршрута по дням недели и времени. Если возникает спорный случай, то можно просмотреть видео запись из салона в указанный промежуток времени, что соответствует требования безопасности по ПП969.
После настройки система заработала в полную силу. Камеры фиксируют всех вошедших и вышедших пассажиров, передают данные в облако, где нейросеть анализирует видео и определяет реальное количество людей.

В интерфейсе программы владелец автопарка видит количество пассажиров с точностью до остановки, выручку по выбранному автобусу или всему автопарку, график изменения выручки за месяц. Также можно посмотреть загруженность маршрута по дням недели и времени. Если возникает спорный случай, то можно просмотреть видео запись из салона в указанный промежуток времени, что соответствует требования безопасности по ПП969.
В интерфейсе программы владелец автопарка видит количество пассажиров с точностью до остановки.
Система автоматически подсчитывает выручку по выбранному автобусу или всему автопарку.
Теперь владелец автопарка видит полную картину:

  • Сколько пассажиров вошло и вышло на каждой остановке.
  • Выручку по каждому автобусу и всему автопарку.
  • Как изменяется пассажиропоток в зависимости от времени суток и дня недели.
  • Какие маршруты перегружены, а какие можно оптимизировать.
  • Возможность просмотреть видео любой спорной ситуации.
Сводная аналитика по автопарку за день.
Сводная аналитика по выручке всего автопарка за месяц.
5. Доработки и улучшения системы
Первые тесты показали, что ночное освещение и блики иногда мешают точному подсчету. Мы доработали нейросеть:

  • Обучили ее на реальных видеоданных из автобусов.
  • Подобрали оптимальные модели подсчета для разного освещения.
  • Улучшили распознавание людей в сложных условиях.
Чтобы клиенту было удобно работать с системой, мы сделали интуитивно понятный интерфейс личного кабинета с доступом через компьютер и телефон.

После успешного тестирования на 1 автобусе клиент убедился, что система работает надежно, и постепенно подключил еще 15 автобусов. Теперь автопарк работает без потерь в учете пассажиров, выручка рассчитывается автоматически, а все данные фиксируются в режиме реального времени.

Результат
  • +10% к выручке уже за первый месяц работы системы.
  • Погрешность подсчета — всего 2-3% (подтверждено сверкой с ручным учетом).
  • Оптимизировано расписание автобусов: выявлены перегруженные и недозагруженные рейсы.
  • На начало 2023 года оборудованы все автобусы автопарка (сначала тестировали на 1 автобусе, затем подключили ещё 15).
  • Соответствие требованиям ПП №969 по видеонаблюдению.
Уже сверяли подсчет системы с фактическим пассажиропотоком – погрешность примерно в 2-3%. За первый же месяц работы объем выручки с этого автобуса вырос на 10%.
В дальнейшем планируем подключить к сервису остальные автобусы автопарка.

Николотов Илья, директор ООО "Моршанское АТП"
Стек
Java, Python, React

Попробуйте RDetector
бесплатно в течение 7 дней